Форум проходил в Сургуте с 10 по 12 апреля 2024 года. В мероприятиях приняли участие более 1500 управленцев, учителей, психологов, представителей некоммерческих объединений, школьников и их родителей из 78 регионов России.
Делегация республики была представлена под руководством руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Семена Иванова.
Ключевой темой форума было обозначено Транзитное планирование. Участники события на протяжении трех дней обсуждали вопросы, связанные с непрерывностью инклюзивного образования, разработкой программ социализации, адаптации и обучения, основанных на осознанном подходе к самоопределению, самоидентификации и самореализации каждого ребенка на всех этапах их развития.
Участникам форума рассказали о результатах национального исследования удовлетворенности семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Основная цель форума создание инклюзивной среды, где каждый ребенок может достичь своего потенциала и успешно социализироваться.
Форум стал особенным мероприятием, так как в него были вовлечены не только эксперты, но и родители и дети, именно они играют важную роль в преобразовании научных и исследовательских результатов рабочих групп.
На одной из площадок форума были представлены практики школ по работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами. В частности, представитель делегации Якутии - директор Покровской СОШ 3-ОЦ с УИОП Владислав Капитонов рассказал о Ресурсном центре инклюзивного образования, который был создан еще в 2013 году при школе.
Результатом трехдневной работы форума Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка стал меморандум из восьми инициатив, разработанных представителями НКО, образовательных организаций, учреждений социальной защиты, здравоохранения, федеральной и региональной власти, вузов и бизнеса. Реализация этих предложений позволит выстроить индивидуальный маршрут поддержки для человека с особенностями развития.
Предлагается разработать:
- комплексную карту компетенций и соответствующих им потребностей в сопровождении детей с ОВЗ;
- институт социальных кураторов для семей с детьми с особыми потребностями с возможностью реализации их в оффлайн и онлайн формах;
- программу по обучению и супервизии специалистов и родителей практикам и методикам с доказанной эффективностью;
- проект профстандарта и подходы к подготовке специалиста по анализу поведения;
- комплексное исследование по выявлению эффективных практик, направленных на реализацию принципа транзитного планирования и разработать модель их институционализации;
- комплекс рекомендаций по развитию системы помощи и сервисов. включая социальную занятость, сопровождаемую трудовую деятельность и сопровождаемое проживание для инвалидов старше 18 лет;
- программу Здоровьесберегающая школа;
- предусмотреть новую специальность тьютор или ассистент по работе с туристами с ОВЗ.
Члены делегации Республики Саха (Якутия) встретились с экспертами Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Алехиной Светланой Владимировной, директором Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ и Самсоновой Еленой Валентиновной, руководителем Научно-методического центра ИПИО МГППУ, доцентом, кандидатом психологических наук, с которыми хангаласские педагоги плодотворно работали по проекту ВШЭ.
Как сказала Светлана Владимировна Алехина, инклюзивную культуру можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как основу изменения всего общества в целом. Важной задачей в области инклюзивного образования является формирование культуры образовательной организации, соответствующей целями инклюзии. Это задает требование к образовательной среде любой организации или социально-культурной организации: она должна была подготовлена для включения в образовательные отношения взрослых и детей с равным возможностями.
"Поездка на Форум в очередной раз показала нам, что мы идем правильным путем и готовы делиться своим опытом со своими коллегами, что мы и делаем, являясь уже на протяжении многих лет базовой школой Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II", - заключил директор Покровской СОШ 3-ОЦ с УИОП Владислав Капитонов.
По материалам Управления образования Хангаласского улуса
Добавить комментарий