Константин Михайлов, главный редактор журнала Охраняется Государством в своей статье Через двадцать лет без руин упомянул наш проект Сохраним Памятники где говорится о том, что за несколько лет восстановлены десятки объектов за счет личных средств жителей и с почином выступает глава Республики, Айсен Сергеевич Николаев.
https://auipik.ru/upload/iblock/d34/yupszhtu3shzu29y1nakbbllgy3fcig2/OG_2024_1_web.pdf
ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ РУИН
29 февраля 2024 года руководитель государства впервые в истории России провозгласил долгосрочную программу сохранения культурного наследия. Непосредственная реализация отдельных ее пунктов начнется уже в этом году.
Старинные здания, усадьбы, храмы, заявил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию, это зримое воплощение нашей национальной идентичности, неразрывной связи поколений. Прошу Правительство, парламентариев, профильные комиссии Госсовета с участием общественности, конечно, проанализировать нормативную базу в сфере охраны и использования объектов культурного наследия. Надо устранить явно избыточные, противоречивые требования, из-за которых порой памятник разрушается на глазах, а формально, по закону, оперативно принять меры по его спасению невозможно.
Предлагаю сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России. Рассчитываю, что мы примем ее на 20 лет. Нужно предусмотреть меры поддержки граждан, компаний, общественных объединений, которые готовы вкладывать свой труд, время и средства в восстановление памятников.
Такие механизмы опробуем в текущем году в пилотном проекте Института развития ДОМ.РФ. В нем примут участие пять регионов: Забайкалье, Новгородская, Рязанская, Смоленская и Тверская области. А к 2030 году по всей стране надо привести в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия, дать им вторую жизнь, чтобы они служили людям и украшали наши города и села.
Сказать, что решение долгожданное и абсолютно верное, не сказать ничего. Предшествующие указы, постановления, отдельные нормативные акты по проблемам охраны памятников истории и культуры в целом не носили системного характера. Поэтому и эффект имели ограниченный: отдельные памятники удавалось спасти, отдельные вопросы разрешить, но многие системные проблемы десятилетиями оставались нерешенными.
Даже и сейчас, если окинуть взглядом, например, законодательное поле, симптомы этой бессистемности будут налицо. В разных стадиях обсуждения чуть ли не десяток разрозненных законопроектов о внесении изменений в базовый национальный Федеральный закон 73-ФЗ. Предложения о мерах господдержки людей и организаций, вкладывающих средства в восстановление объектов наследия, годами вязнут в согласованиях.
29 февраля 2024 года вопрос поставлен Президентом России В.В. Путиным принципиально иначе. Речь о системной государственной программе, уже сегодня имеющей, как видно из слов Президента РФ, промежуточные сроки и показатели. Президент в Послании упомянул и необходимость проработки профильного законодательства, и меры по государственной поддержке тех, кто занят сохранением наследия. А это в реальности целый пакет мер, призванный обеспечить инвесторам-энтузиастам максимальные налоговые и иные экономические преференции (арендная плата, цена приватизации, частичный возврат вложенных в реставрацию инвестиций и т. п.).
Здесь, кстати, очень важен акцент Послания: изменения в законодательстве нужны, чтобы обеспечить оперативное спасение находящихся в опасности памятников. Речь не об ослаблении госконтроля, не об отмене базовых норм о сохранении наследия. Освободить руки, дать дышать свободно нужно реставраторам, добросовестным инвесторам и собственникам памятников, волонтерам наследия, но никак не лихим людям, готовым осваивать бюджеты на подмене подлинных памятников муляжами или крушить их ради сиюминутных имиджевых или коммерческих выгод.
Не менее важно, что сохранение наследия рассматривается теперь в тесной связи с программами социально-экономического развития регионов и городов. Не случайно буквально за неделю до оглашения Послания В.В. Путин поддержал на одном из форумов проект предпринимателя А. Шкрапкина, предлагавшего восстановить за счет средств частных инвесторов сто усадеб и тысячу исторических памятников в малых городах для использования их в индустрии туризма и гостиничного бизнеса (см. далее материал Сильная идея в этом номере журнала). А в Послании Президент заявил о продлении до 2030 года Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, о благоустройстве 30 тысяч общественных пространств, о дополнительной поддержке регионам, которые реконструируют набережные, парки, скверы и исторические центры городов. На эти проекты будет направлено 360 миллиардов рублей, часть которых, следовательно, послужит делу сохранения наследия.
По такому же алгоритму можно обеспечить финансирование исторических памятников при соответствующем их приспособлении к современному использованию и за счет средств, выделенных на развитие туризма, образования, культуры.
Конечно, нужно внедрять в федеральном масштабе и позитивный опыт восстановления наследия за счет внебюджетных средств, наработанный в регионах. Вспоминаются и специальные экономические программы Калининградской области (беспроцентные кредиты инвесторам и др.), и успешные проекты и новые предложения АУИПИК по привлечению частных инвесторов к восстановлению памятников (см. далее в номере материал Инвестиционный потенциал объектов культурного наследия), и проект Сохраним памятники в Якутии, где десятки объектов восстановлены за несколько лет за счет личных средств жителей, причем с почином выступил глава республики.
А все это, в свою очередь, означает, что общегосударственная работа по сохранению культурного наследия в рамках долгосрочной программы потребует сложной и повседневной координации усилий различных ведомств.
Принципиально важно, чтобы обсуждение программы, к которому призвал в Послании Президент РФ, не происходило келейно. В нем должны принять участие все, кто будет вовлечен в исполнение долгосрочной государственной программы сохранения культурного наследия, представители экспертного сообщества, профессионалы реставрационной сферы, работники органов госохраны, предприниматели, общественные организации.
Ну а мы это обсуждение начинаем уже в этом номере (см. далее материал Наследие. Национальный план). Через двадцать лет без исторических руин задача вполне реальная, если взяться сообща.
Добавить комментарий