Продолжаем серию публикаций о людях, прославляющих своим ответственным трудом дорожно-транспортный комплекс Якутии.
Одним из тех, кто удостоился высокой чести получить Премию Человек труда в этом году, стал Попов Александр Степанович, доцент кафедры технических направлений подготовки Якутского института водного транспорта и кандидат технических наук. Общий его трудовой стаж на флоте, в береговых подразделениях и в качестве преподавателя 56 лет.
От матроса до капитана
- Родом я с Краснодарского края, родился в 1949 году в городе Новокубанске, рассказал Александр Степанович. - Всегда мечтал связать свою жизнь с флотом. Когда мне было лет шесть, оказался с бабушкой в Новороссийске и увидел эшелон с матросами. Моряки еще пошутили: Возьмем тебя с собой сыном полка будешь! Мне этот эпизод врезался в память.
Каждое лето я ездил в пионерлагерь на Черное море по путевкам, которые родители получали на своем заводе. Так и проникся флотской тематикой. После восьмого класса намеревался поступить в Херсонскую мореходку, однако родители сказали: Вот окончишь десять классов и езжай, куда хочешь.
В итоге, окончив школу в 1966 году, я поехал с товарищами на Крайний Север за романтикой. Как-то на улице Якутска увидел курсанта в форме, расспросил его и выяснил, что в городе есть Речное училище. Без проблем поступил, отучился и начал ходить на различных судах по реке Лене и по морю Лаптевых. За свою флотскую карьеру прошел путь от матроса до капитана.
Вскоре меня перевели на берег и вплоть до 1987 года я работал на разных должностях на предприятиях флота. Между делом окончил Новосибирский институт водного транспорта и получил предложение перейти в Якутское речное училище преподавателем. Дело в том, что в программе имеется много технических дисциплин, которые могут вести только практики, производственники. В лихие 90-е годы в течение девяти лет являлся начальником ЯРУ. С тех пор и работаю здесь и на покой не собираюсь. Преподаю 16 предметов, например, Теория устройства судна, Теория транспортных процессов и систем, Пассажирские транспортные системы, Организация перевозок и работы флота и т.д.
Мне нравится обучать молодежь, передавать свои знания и опыт. Тем более, что речной флот один из основных грузоперевозчиков в Якутии, где, к сожалению, наблюдается дефицит кадров. Тем отраднее встречать своих бывших выпускников, ставших капитанами и начальниками транспортных подразделений.
Деда, раз надо значит надо!
- Я не только отец, но и дедушка, продолжает Александр Степанович. - Всего у меня двое сыновей, две дочери, а также одна внучка и два внука. Старший сын Павел тоже речник, ходил на судах, а сейчас инженер-гидротехник в изыскательской партии.
К сожалению, еще один внук, Дмитрий, погиб в зоне СВО летом прошлого года в возрасте 33 лет. Он служил по контракту и был награжден Орденом Мужества, медалью За отвагу и другими наградами. Дима также закончил Якутское речное училище по специальности электромеханик. Ходил в навигации на теплоходе Капитан Богатырев. При этом он всегда тянулся к военной службе и отслужил несколько сроков по контракту. На СВО его отправили с Курил. За время боевых действий внук имел несколько ранений и контузий. Когда я его спрашивал о мотивах, он всегда отвечал: Деда, раз надо значит надо!. Поскольку Дмитрий выпускник училища, его портрет висит на стене в одном из холлов нашего института, посвященном воинам-выпускникам ЯРУ.
- Известие о том, что я стал лауреатом, было для меня неожиданностью, признался Александр Попов. - Потом подумал, что 56 лет это действительно большой трудовой стаж. Разумеется, испытываю чувство радости и признательности своим коллегам за то, что меня выдвинули на эту премию. Часть ее я намерен потратить на увековечивание памяти Вадима Тюрнева. Когда я сам был курсантом ЯРУ, Вадим Константинович был начальником училища. В нашем институте имеются именные кабинеты легендарных работников водного транспорта Якутии. Вот и я намерен вложиться в обустройство кабинета в память о Вадиме Тюрневе.
Алексей Рудых
Добавить комментарий