Якутское время
00:18
Sunday, 11 Мая
Курсы валют
сегоднязавтра
92.14 92.14
80.86 80.86

Попадание в сердце: в Якутске состоялась премьера детского спектакля Театра Олонхо

16:1510.06.2024 16+ 983 18+

Когда зрители на премьере вплотную сидят в проходах, тем более на премьере детского спектакля это говорит о многом. Если бы сумели организовать второй показ, зрителей явно было бы еще больше. И дело вовсе не в том, что зал Театра коренных малочисленных народов Севера не вмещает много народа, а в том, что спектакль проникает в сердце каждого.

О времени и о себе

Он удивительно современен, даром что поставлен по повести Антуана Сент-Экзюпери Маленький принц (в версии Театра Олонхо Кыра сулус кыра тойоно, перевод Елены Слепцовой-Куорсуннаах, инсценировка Ольги Янцен). Классика, конечно, вечна, но создатели спектакля внесли в него современные нотки и даже ввели нового персонажа: здесь летчик рассказывает свою историю школьнице, уже вымотанной гонками за успехом, задерганной экзаменами и матерью олицетворением общества. Причем никакого отхода от текста это все есть у самого Экзюпери, просто проговаривается металлическим, непреклонным голосом, да еще в многоустом варианте. Да уж, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя: каково оно, такова и мамочка.

Звуковое сопровождение явлено зрителю: по правую руку от сцены сидят музыканты ученики Октемской средней школы Максим Сергеев, Диана Парникова и ученица СОШ N5 города Якутска Елизавета Лыткина, по левую артистки Театра Олонхо, которые хором и за мамашу текст произнесут, и тойук исполнят.

Сцена оформлена лаконично: на черном фоне вырезанные из белой бумаги солнце и облака да полосы полиэтилена, свисающие сверху вниз либо перечеркивающие сцену по диагонали. Деревянная стремянка самолёт, картонные коробки то вместилища для барашков маленького принца, то парты, то пятое, то десятое как у всех детей во время игры, а здесь иначе и нельзя все роли исполняют дети, воспитанники экспериментальной театральной студии под руководством Лены Оленовой (режиссер спектакля) и Натальи Слепцовой.

Одиночество в толпе

Лена Семеновна и Наталья Владимировна совершили невероятное, за девять дней поставив такой спектакль, да еще отыграв перед этим премьеру Шакунталы по поэме древнеиндийского драматурга.

При этом все действо буквально фонтанирует юной энергией, и спектакль живет: зритель буквально кожей ощущает радость актеров а им действительно радостно быть, существовать на сцене, оттого что действо понятно им, прочувствовано и так же оно будет понятно и прочувствовано каждым человеком в зале и большим, и маленьким.

Только не надо думать, что на спектакле Кыра сулус кыра тойоно ты попадешь в атмосферу детского утренника. Вовсе нет. Юные актеры высвечивают своей игрой (в одной из сцен они, кстати, даже выходят с фонариками) все беды современного атомизированного общества, где каждый сам по себе, а если и льнет к другим, то получает вместо искренних чувств суррогат. Взять, к примеру, звездный выход Властительницы дум в окружении наэлектризованной восторгом толпы (у Экзюпери это был Честолюбец, но так как в театральные студии мальчиков обычно калачом не заманишь, тут все роли, кроме Маленького принца, исполняют девочки). Как к этой селебрити жмутся ее поклонники! И какая при этом вокруг нее пустота Разве что героиня настолько полна самой собой, что не замечает этого.

Одиночество в толпе какой же одаренностью надо обладать, чтобы суметь выстроить все действо так, чтобы эта идея сквозила в каждой мизансцене, несмотря на юную жизнерадостность исполнительского состава!

Бег к пропасти

Технические возможности крошечной сцены сильно ограничены, но световое и звуковое сопровождение на высоте. Подсветка то мертвенно-синяя, то ядовито-оранжевая, то багрово-красная, то их сочетание в черной рамке царапает глаз и мозг. Ускоряющийся барабанный бой как биение загнанного сердца. И тойук, уносящий к звездам

В сцене со звездоучетчиком звездочетом его не назовешь (у Экзюпери Деловой Человек) это достигает кульминации: красная подсветка сквозь дым и бешеные полиэтиленовые волны под надрывный тойук, рев электрогитары и барабанный бой будто топот копыт несущегося к пропасти табуна, от которого под тобой вибрирует кресло и возникает ощущение конца света, геенны огненной. И неожиданно светлый финал под всенародно любимую песню, когда юные актеры пускают в зал разноцветные бумажные самолетики, с которыми выходили на сцену в самом начале. Разноцветные самолетики, одинаковые серебряные парички

В спектакле задействована вся студия, при этом развернуться дали многим скажем, сцену выбора Маленьким Принцем барашков воспринимаешь с улыбкой. Одинаково отвергнутые, как по-разному они на это реагируют! Что уж говорить о девочках, у которых были отдельные выходы в роли Летчика (Сайаана Сивцева), Школьницы (Саша Софронова), Королевы (Дайаана Мухина), Властительницы дум (Аина Саввина), Лиса (Сайаана Тарабукина), Розы (Лиза Никифорова), Змеи (Айылаана Алексеева, Агнесса Ефремова), упомянутого уже Звездоучетчика (Самаана Кириллина). И конечно, попадание в десятку Маленький Принц в исполнении Эрхана Степанова. Хрупкий, беззащитный здесь он символ не только быстротечного детства, но и самой жизни той самой жизни, которая торжествует в светлой финальной сцене.

Каждый спектакль попадание в сердце, сказала после спектакля от имени родителей одна из мам. Таланты наших детей с каждым разом раскрываются все больше и больше, а вы при этом и художники, и хореографы, и режиссеры-постановщики. Спасибо вам за ваш колоссальный труд!

Думается, что каждый зритель, которому посчастливилось увидеть премьеру спектакля Кыра сулус кыра тойоно, присоединится к этим словам.

Источник: https://yakutia-daily.ru, Кюннэй Еремеева

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.